Анатолий Слепышев



Биография
Живопись
Статьи
Монография искусствоведа Елены Шунковой
Контакты
Цитаты

Художникк Анатолий Слепышев

Герольд  Вздорнов

Дух и плоть в исскустве Анатолия Слепышева

Анатолий Степанович Слепышев - один из своеобразнейших русских художников XX и начала текущего века. Хронологическое совпадение его активной деятельности с "серебряным веком" русской культуры столетней давности таит возможности сравнения, но они бесследно исчезают даже при общем ознакомлении с живописью и графикой мастера. Рисунок, темы, их живописное воплощение - все иное, часто противоположное, чисто слепышевское. Неповторимость А.С.Слепышева - свойство его натуры, взгляд на мир, ощущение истории и себя в этой истории. Рано обретя счастливое равновесие восприятия мира и его живописного изображения, А.С.Слепышев продолжал совершенствовать свое мастерство в тематических циклах, развернутых сериях картин, в игровом разнообразии с очевидным налетом фантазии и вымысла.

Источник искусства А.С.Слепышева коренится в вещевой ценности исходного материала. Еще выдавливая из тюбика на палитру красочную массу, он уже видит контуры будущего полотна, акварельного наброска, сюжет и тему. Подобно сору, из которого кристаллизуются стихотворные шедевры, он превращает быт и непритязательные ситуации в нечто более значительное, приобщает нас к реальному, но как бы и несуществующему миру повседневности. Охота, купания, прогулки, возвращения из города в деревню, свидания и расставания, вечеринки и полевые работы - казалось бы,что, собственно, происходит на картинах А.С.Слепышева и почему они волнуют и критика-циника, и случайно забредающего на вернисаж праздного любителя искусства? Отчего возникает в нас давно забытое в суете дней печальное переживание чужой жизни и жизни природы, ощущение утраты "шестого чувства", поднимающего человека из животного состояния в заоблачные дали? Почему деревенские мужики и бабы в картинах и рисунках А.С.Слепышева приобретают неожиданное вселенское значение, и разговор кучки рассевшихся на косогоре мужиков слишком напоминает нам историю апостолов? А все потому, что А.С.Слепышев сумел сотворить такой мир в своих картинах, где голый сюжет облачен в тяжелые парчовые драпировки, выявляющие мистическое содержание жизни, ее скрытый смысл.

Время у А.С.Слепышева теряет хронологическую привязку к веку и году, сюжетные сцены - топографическую определенность. Обнаженные фигуры то и дело вклиниваются в городской пейзаж, появляются на обочинах дорог, в лесу, в парках, в озерах и речках, в толпе людей и на деревенских околицах. Люди летают, и прохожие не то что бы не замечают этих полетов, но воспринимают их как естественное проявление жизни. В сценах Тайной вечери неожиданно появляется официантка из ресторана: "Кушать подано!" Фантасмагории А.С.Слепышева лишены при этом всякой игры на публику. Это его воображение, его жизнь, его философия.            

Анатолий Слепышев - прирожденный монументалист. Его картины и рисунки всегда значительны и лишены "рассказа" с неизбежными деталями, разрушающими замысел. Формы обобщены, фигуры "ввязаны" в живописную структуру холста, действие сведено к двум-трем характерным признакам, и зрителю предоставлено право разгадывать сюжетную линию произведения, намеренно не осложненную, но допускающую полет фантазии. В его картинах и рисунках - бесконечное варьирование одних и тех же образов, образующих циклы и обогащающих творческий репертуар художника. При этом он умеет найти и чисто историческую тематику, задевающую нас ментальностью всего русского. Таковы одни из последних его картин на тему нашествия французов и позорного бегства Наполеона из России, ставшей могилой великой армии. Монументальное полотно "Наполеон в России", составленное из шести частей, является, пожалуй, самой значительной в русской исторической живописи картиной на эту тему, не исключая и популярнейшего В.В.Верещагина.
Слепышев - убежденнейший противник той точности рисунка, которая жизненно фиксирует видимые нами предметы и фигуры в реальной природной и общественной среде. Он творец своих, слепышевских форм: набросочные пятна и беспорядочные линии образуют у него чарующую гармонию и изначально-сти, фигуры возникают из паутины штрихов, цвета и света с еще большей убедительностью,чем сама жизнь.

Почти не работая с натуры, а только цепко удерживая в памяти предметы и ситуации, А.С.Слепышев зачастую рисует и пишет то, что можно было бы назвать вечными сюжетами в европейcком изобразительном искусстве. Таковы его картины и рисунки на темы "Шествие на Голгофу", "Распятие", "Снятие с креста", "Оплакивание", "Погребение Христа". Религиозные сюжеты как нельзя более согласуются с его живописной манерой, открывающей простор для их индивидуального воплощения. Обширная сюита произведений А.С. Слепышева на церковные темы занимает в его творчестве особое место. А не глубокой мысли, вложенной в каждое -------- и лист религиозного содержания, они образуют уникальное явление и новейшем русском искусстве, не сравнимое; ни с какими другими картинами подобного плана. Они при этом лишены всякой ортодоксальной сухости и слишком велик в них соблазн личного переживания истории. Лишенные внешних проявлений скорби, слепышевские религиозные композиции рассчитаны на размышляющего зрителя, которому чужда православная или католическая официальная доктрина и который воспринимает эти сюжеты и интерпретации А.С.Слепышева как философскую лирико-эпическую поэзию. Одной из загадок А.С.Слепышева является вопрос об источниках его искусства. Сколь бы ни был художник оригинален в своей творческой манере, последняя не возникает на пустом месте и всегда имеет конкретное начало. Мастерство было вынесено, конечно, из Суриковского института. Но стиль вырабатывается совершенно иначе, и А.С.Слепышев - не исключение из правила.  Не прислушиваясь к тому, что может сказать по этому поводу сам Анатолий Степанович, назову несколько имен, чье искусство могло оказать на Слепышева решающее воздействие.

То были, без всякого сомнения, мастера старшего поколения, не признанные официальной цензурой, но будоражившие умы ищущих себя художников в 1960-е и 1970-е годы. Укажу прежде Прежде всего на Александра Древина, чьи картины конца 20-х и 30-х годов А.С.Слепышев видел в московских частных собраниях и на его посмертной персональной выставке в Москве в -1979 году. Алтайская и восточно-казахстанская серии картин А.Д.Древина характерны широко положенными пятнами, скорее обозначающими предметы и фигуры людей, чем дающие их (пусть даже приблизительно) иллюзорное воспроизведение. Великолепный колорист, А.Д.Древин зачаровывал своим искусством как современников, так и младшее поколение русских живописцев. Любопытно, что у А.С.Слепышева мы находим типично древинские мотивы:охота,купания, стога, пасущиеся лошади, свидания, разлуки, городские и сельские пейзажи, всадники, одинокие деревья и молчание людей. Не прошел Слепышев и мимо Артура Фонвизина, расплывающиеся пятна акварелей которого обладают магнетической силой притяжения: их зыбкая мимолетная красота, их артистическая легкость и эмоциональная окрашенность дают мощный импульс воображению, и в этом плане Фонвизин учит молодых художников видеть мир поэтически преображенным. Но есть еще один из старых художников, который особенно близок А.С.Слепышеву своим неординарным мастерством. Речь идет о Михаиле Ксенофонтовиче Соколове. Одинокий романтик, Дон Кихот в искусстве, затравленный зверь, многие годы проведший в лагерях и ссылках, М.К.Соколов обладал мощным творческим потенциалом и никогда не изменял высокому призванию художника. Удостоенный персональных выставок спустя много лет после смерти, в 1966 и в 1974 годах, он, несомненно, был замечен А.С.Слепышевым как родственная художническая натура. Прекрасные дамы Соколова, его всадники и всадницы, кавалькады, купальщицы, люди в лесу и его многочисленные сцены страстей на удивление созвучны искусству А.С.Слепышева, а чудесные по художественной полноте миниатюры М.К.Соколова преображены Анатолием Степановичем в монументальные полотна и получили новое, уже чисто слепышевское качество.

В этой благородной и романтической компании А.С.Слепышев оказался своим художником, и его творческая родословная связана с классикой русского искусства XX века.