Анатолий Слепышев



Биография
Живопись
Статьи
Монография искусствоведа Елены Шунковой
Контакты
Цитаты
Монография искусствоведа Елены Шунковой




Время

Постепенно всматриваясь, вживаясь в картины этого цикла, оказываешься все более охваченным тревожащим чувством. Возникает грозное ощущение беспомощной затерянности всего живого в бесконечном мире, где ощутимо происходит слияние безбрежного пространства и бескрайнего времени. Конкретика несущественна, размыта, часто вообще отсутствует. Сверхвременное тяготеет над сиюминутным. Картина приобретает характер особой временной спрессованности, насыщенности.

Временные и пространственные координаты расположены на четко осязаемой плоскости. Вертикаль является организацией условного времени картины. Как геологические обнажения, наслаиваются временные пласты. Скрытые поверхностью загадочные пространственные глубины и обрывы, рожденные все более усложняющейся колористической, тональной разработкой, оказываются крепко привязанными к плоскости, не прорывая и не нарушая ее иллюзорности. Образуемое в картине движение отталкивается от задней плоскости и начинает неумолимо надвигаться на зрителя из иррациональных глубин. Крепкая плоскость картины выталкивает изображение, направляя его к условной поверхности холста.

Художник использует ясные композиционные построения и простые обобщенные формы, берущие начало от древних народных мотивов, которые, как и яркие, мощные декоративные цвета, придают торжественную напряженность изображению, вносят элемент существенности в происходящее. Охраняемая древними величественными деревами, контрастирующая с их торжественностью, протекает незамысловатая, вечно длящаяся жизнь: едет куда-то охотник, бредут крестьяне, скрипя тащится телега, обнимаются влюбленные.

Подчеркнуто незначительная, лишенная сюжета суетная повседневность, изображенная на картинах, приобретает, незаметно и ненавязчиво, значимость, ценность, превращаясь в один из элементов вечно существующей, иррациональной подвижной материи.

Чтобы усилить ощущение важности, существенности происходящего в картине, художник оформляет изображение рамкой. Он меняет, усиливая, цвету кромки холста, иногда вводит по сторонам изображения кулисы. Подобное обрамление изображения делает пространство работ углубленным и затаенным от окружающей реальности, усиливает ощущение некой тайны.