Анатолий Слепышев



Биография
Живопись
Статьи
Монография искусствоведа Елены Шунковой
Контакты
Цитаты
Монография искусствоведа Елены Шунковой




Подъем

Оживление художественной жизни не могло не сказаться на творчестве Слепышева. Неизгладимое яркое впечатление производит также и поездка в Париж в 1987 году. Событие для русского художника тех лет необыкновенное и неожиданное. Тем более поездка не экскурсионная, а по приглашению. Пробыл Слепышев в Париже недолго, всего три месяца. Непродолжительное посещение Франции, однако, оказало прямое влияние на творчество.

Чистота парижских улиц, живописность витрин, переполненных товарами, бесчисленные рестораны, манящие освещенными залами, столики, вынесенные на улицу из кафе, ухоженные парки и скверы, многолюдность, праздничность толпы, заполняющей улицы всю ночь, яркие огни, заливающие город, — все это рождало, после подслеповатой, неубранной, скудной Москвы тех лет, впечатление присутствия на вечном, нескончаемом празднике. Слепышев с жадным любопытством осматривает выставки и бесчисленные галереи современного искусства. И неожиданно из этого знакомства рождается уверенность в своих силах, четкое осознание своей адекватности западным живописцам сегодняшнего дня. Это впечатление укреплялось уверенным выходом на мировую сцену независимых российских художников. В Центре имени Помпиду развернута выставка Э. Булатова. Произведения художников из России демонстрируются в Гранд Пале на ежегодной выставке Fiac. В 1988 году там была выставлена и работа Слепышева. В галереях на Левом берегу можно было видеть интересные работы художника Ю. Купер— мана, успешно конкурировавшего с западными коллегами. Раскрепощенная праздничность, обилие искусства рождали чувство свободы, желание работать, убежденность в неограниченности своих возможностей; казалось, сам воздух вокруг пропитан творчеством. К этому прибавилось еще и то, что в Западной Германии состоялась выставка молодых живописцев нового направления. Многим показалось, что произошло возрождение серьезной живописной культуры. Стали говорить о возникновении на Западе интереса к художникам, основывающим свое творчество на колористических возможностях живописи. Искусствоведы утверждали, что работы Слепышева очень близки к этому направлению. Слепышев впервые, наверное, почувствовал свою причастность к творческим поискам современников. Возникает бурный интерес к искусству.

Удачные продажи позволяют Слепышеву не ограничивать себя а материалах, без оглядки использовать краски и холсты. Возможность, впервые появившаяся только во второй половине 80-х годов. Слепышев активно создает большие по размерам холсты — то, о чем мечтал всю жизнь. Хотя мастерская маленькая и неудобная, зато вдосталь подрамников, холстов и красок. Написанный большой холст трудно хранить и невозможно вынести из маленького помещения. Слепышев уже в прежние годы писал одну картину на нескольких холстах, монтируя ее уже на выставке и используя эту вынужденную необходимость как специальный эстетический прием. Работам этих лет присуща особая раскрепощенность и уверенность, соединяющаяся с точной выверенностью, Волевое начало сочетается с неукротимой динамикой материала. В пространстве полотна, как бы подхваченные вихрем, несутся большие полотна неба, земли, силуэтов деревьев, строений, фигур. Торжествующий свет образует звонкую насыщенную гамму, усиленную и преобразованную мощной энергией света, пронизывающего цветовые поверхности. Накаленные, напряженные цветовые пятна, сталкиваясь друге другом, рождают таинственное иррациональное движение. На больших холстах это бурление, кипение цвета особенно захватывает. Большое пространство само провоцирует сильное, мощное движение, которое в состоянии двигать крупные, тяжелые, перенасыщенные цветом пятна.

Процесс работы над картиной для Слепышева заключается в неутомимом, постоянном отборе: увидеть и остановить удачные места, слабые, невыразительные или лишние без сожаления записать, ликвидировать. Включается отточенная многолетним трудом интуиция. Обостряется умение видеть. Отбор требует напряжения, сосредоточенности, опыта, знаний, художественного вкуса. Важно не ошибиться. Как любит повторять Слепышев: «Плохой художник не потерпит удачного места в работе». На одной из своих акварелей Ци Бай Ши, один из любимых художников Слепышева, написал: «Создано за 10 минут и за всю жизнь».

Тяга к вневременным, общечеловеческим темам, склонность к монументальной эпичности естественно привели Слепышева в конце 80-х годов к библейским сюжетам. Выбор падает на наиболее трагичные моменты евангельской истории. Художник фиксирует внимание на столкновении толпы и отдельной личности, одинокой и беззащитной перед ожесточенной безликой человеческой массой. Создаются варианты «Несения креста», «Голгофы». Плоскость картины с трудом вмещает бурлящий водоворот людей. Неистовая плотная толпа сопровождает Христа на Голгофу, Бесформенные тяжкие людские фигуры грозно теснятся. Жутко нависает над морем голов и спин огромное темное пятно всадника—стражника. Тягучие и жгучие, насыщенные цвета одежд толпы подавляют, поглощают сгорбленную фигуру Христа. Изображение растворяется в ослепительно-ярких цветовых пятнах.

В ряде работ Слепышев объединяет изображение Крестного пути и Голгофы, дважды в одном пространстве помещая фигуру Христа. Прием, употреблявшийся в средневековой живописи. Голый зеленый холм ощетинился гигантскими мрачными крестами с распятыми. Подобно терновому венцу, опоясывает гору цепочка поднимающихся людей. Среди пестрой покорной деловитой толпы теряется фигура Христа, несущего громоздкий крест.

К этим работам примыкает группа произведений, изображающих широко раскинувшийся пейзаж с одиноко возвышающимся, грубо рубленным из бревен крестом с распятым на нем Христом, иногда со скорбной фигурой Богоматери у подножия. Одинокие кресты чем-то напоминают стоящие на глухих перекрестках дорог Литвы и Польши деревянные распятия с присевшим около них уставшим путником.

Безразлично-отстраненным воспринимается окружающий идиллический пейзаж. Проходят мимо по дороге глубоко погруженные в себя, занятые беседой путники. Возникшая на их пути страшная трагедия насильственной смерти оборачивается буднично-привычной деталью пейзажа, появившейся и исчезнувшей на их бесконечном бесцельном пути. Да и сами фигуры людей растворяются, поглощаются пейзажами, напоминая не то придорожные камни, не то комья земли. Их силуэты сглажены и мягко—плавки, как линии холмов, изгибы рек и озер.

 Ощущение неразрывности, единства сущего мира получает свое выражение в обширной разнообразной группе произведений, овеянной задумчивой, созерцательной элегичностью, иногда приобретающей буколический оттенок. Эти картины полны детских воспоминаний о деревне. Пейзажи созвучны . образу природы в русской поэзии, хотя и рождены специфически живописным восприятием. Может показаться, что художник задумал расслабиться и передохнуть, дать себе возможность свободно и облегченно перевести дух.

Стихает ветер, даль расчистив.
Разлито солнце по земле.
Просвечивает зелень листьев,
Как живопись в цветном стекле.
(Пастернак)

Любовь Слепышева к поэзии выразилась в написанном им во второй половине 80—х годов цикле картин, посвященном русским поэтам: «Н. Гумилев», «Анна Ахматова», «М. Цветаева», «А. С. Пушкин». А вначале были свои собственные стихотворные пейзажи и цвета. И давние акварельные заметки, выполненные во время поездок, вернее, хождений по заливным заокским и заволжским лугам, по Новгородчине.