Анатолий Слепышев



Биография
Живопись
Статьи
Монография искусствоведа Елены Шунковой
Контакты
Цитаты
Монография искусствоведа Елены Шунковой




Выставки

В небольшом, недавно отреставрированном особняке, так называемом «Доме Верстовского», разместился кабинет графики Музея изобразительных искусств. Сотрудники кабинета развернули активную выставочную работу, они демонстрируют произведения старых мастеров из фондов своего обширного собрания, а также организуют показ малоизвестных современных российских художников. Энтузиасты своего дела, они ходят по мастерским, приобретают новые работы. В залах этого небольшого и уютного музея была проведена впервые после начала 30-х годов выставка художника Л. Жегина, первая выставка работ П. Басманова, считавшего себя учеником К. Малевича. Здесь в конце 70-х развернулась экспозиция графических работ Слепышева, а вскоре несколько его работ были показаны в главном здании Музея изобразительных искусств.

Видимо, уже ощущалось приближение новых времен. С целью как—то оживить стандартные, безликие выставки официального искусства выставкомы принимают иногда одну-две работы независимых художников. Так, например, неожиданно появились на огромной Всесоюзной выставке в Манеже несколько малюсеньких офортов оригинального художника-экспрессиониста О. Кудряшова. На другой выставке оказались работы очень тонкого графика Д. Лиона.

На юбилейной пушкинской выставке в Манеже демонстрировалась работа Слепышева «А. С. Пушкин». На выставке, посвященной 40-летию Победы в Великой Отечественной войне в выставочном зале на Крымской набережной показывалась большая работа Слепышева «Война». В 70-х годах монументальная секция МОСХа начала регулярный показ станковых работ художников-монументалистов. На этих выставках в помещении МОСХа на Беговой несколько раз экспонировались и работы Слепышева.

В Москве существовала странная организация — Объединенный Горком художников-графиков, ставшая центром неофициального искусства. Говорили, что Горком организован под покровительством ЦК Комсомола. Неофициальные художники, составившие ядро Горкома, устраивают здесь свои персональные выставки. В. Немухин, Н. Калинин, Э. Штейнберг и др. В двух групповых выставках начала 80-х годов участвовал и Слепышев.

Изменения в выставочной жизни произошли после 1986 года; они непосредственно коснулись и Слепышева: ему начинают предлагать участие в выставках. Изменился характер самих групповых выставок. Так, «Выставка художников Москвы», открытая в залах объединения «Марс» в 1987 году, где демонстрировались и картины Слепышева, отличались тщательным отбором. Работы были продуманно-любовно развешаны в небольших, но хорошо освещенных залах. Каждое выставленное произведение хорошо смотрелось.

Выставочная деятельность приобретает невиданный размах. Во всех концах Москвы в небольших помещениях и огромных подвалах, в спортивных и зрелищных учреждениях, в музеях и клубах — всюду одна за другой открываются выставки. Резко меняется состав выставок. Зрители после скудного идеологического пайка рвутся на выставки запрещенных или полузапрещенных ранее художников. Художники с упоением демонстрируют широкому зрителю свои работы, находившиеся ранее под домашним арестом. Организаторы выставок соревнуются в показе неизвестных или забытых произведений.

В этом потоке разнообразных экспозиций наиболее обширной и многосторонней была выставка 1988 года во Дворце молодежи. В больших залах помпезного громоздкого здания неожиданно разместились задорные, полные новаторства, выдумки и молодого поиска картины, скульптуры, инсталляции и конструкции. Залы постоянно были заполнены оживленными посетителями, хотя попасть на выставку не всегда было легко. Для картин Слепышева в экспозиции было выгорожено отдельное пространство, где он развесил несколько своих совсем новых больших полотен.