Анатолий Слепышев



Биография
Живопись
Статьи
Монография искусствоведа Елены Шунковой
Контакты
Цитаты
Монография искусствоведа Елены Шунковой




Импровизация

Вырабатывается определенная и четкая последовательность создания картины, включающая в себя, как одно из звеньев, работу над графическими листами. Картины Слепышева отличают черты импровизации, наличие элементов свободной игры. Специфика творческой работы вытекает из стремления не утратить спонтанности и естественности игры, импровизационной раскованности, трепета творческого искания, где важно не завершение, а процесс, бесконечность. В результате, в законченной картине сохраняется динамика эскиза, энергичный напор темперамента.

Но за этой кажущейся небрежностью и легкостью исполнения кроется огромная предварительная работа. Создается множество эскизов. Представляя собой законченные, завершенные, вполне самостоятельные графические листы, акварели, перьевые рисунки, гуаши, они в то же время являются предварительным материалом при создании картины.

После окончания института Слепышев не работает непосредственно с натуры, не использует натурных этюдов и набросков. Полученные впечатления от натуры, накопленные постепенно во время прогулок, поездок, в повседневности, продолжительное время переживаются, обдумываются. Наблюдения переплетаются с впечатлениями от картин, увиденных в музеях, на выставках, в библиотеках. Зрительные образы видоизменяются под воздействием личности художника. Результат этого сложного внутреннего труда впервые осуществляется в его эскизах, в миниатюрных рисунках и акварелях. В них намечены характер и направление основного движения масс. В этих работах отсутствуют детали, нет конкретности изображений. Возникают целые серии вариаций на одну тему. Множество раз уточняется цветовое и композиционное решение. Отбираются наиболее отвечающие замыслу эскизы, и по ним выполняются большие гуаши или рисунки пером и тушью. Только после того как созданы горы эскизов, множество акварелей и рисунков, в которых тема тщательно рассмотрена, прочувствована пером и кистью, начинается работа непосредственно над картиной.
Одна тема бесконечно варьируется, получая множественное развитие. Создаются серии, как графические, так и живописные, выражающие различные нюансы настроений. Серия напоминает несхожие состояния знакомого пейзажа, меняющегося в зависимости от освещения, погоды, настроения. Уже множество раз написанные в разных техниках варианты позволяют найти точно отработанное решение, при этом писать быстро и легко и таким образом создавать ощущение непосредственности, импровизации, раскрепощенности.

Однако работа над конкретной картиной длится долго. Еще и еще уточняются и переписываются отдельные места, уточняются детали, отбрасывается лишнее. Иногда тема откладывается, и через неопределенное время художник вновь к ней возвращается. В каждый момент работы картина воспринимается вполне законченной: все части скоординированы, работа выглядит цельной. Но при последующей проработке изображение постепенно становится четче, собраннее, глубже. При этом художник твердо сохраняет раскованную, свободную манеру письма, свежесть, характерные для начальной стадии работы.