Анатолий Слепышев



Биография
Живопись
Статьи
Монография искусствоведа Елены Шунковой
Контакты
Цитаты
Монография искусствоведа Елены Шунковой




Мастерская

Вскоре после вступления в МОСХ, Слепышев смог получить мастерскую — в бывшем складском помещении в здании ГУМа. Вокруг, среди узеньких темных закоулков, все было густо заселено жильцами. Маленькая комната, окно упирается в стену дома, и в мастерской всегда темно. Но иметь в Москве даже такую мастерскую — большая удача. Холсты штабелями стоят на полу, на стеллажах, достигая высокого сводчатого потолка, висят на небрежно побеленных стенах. Вся обстановка — тюбики красок на полу, мольберт, маленький стол, скамья. Все необходимое для работы. Здесь царство красок. Все скудные средства уходят на краски, холсты, кисти. Но в процессе работы художник не скупится. Он щедро, с упоением наносит краску на холст, энергично выдавливая на палитру весь тюбик. Один за одним пустые тюбики выбрасываются на пол, а на палитре вырастают густые цветные горы, веселые и яркие, белые и темные, теплые и холодные. Но вскоре палитра пустеет. Краски перекочевали на холст. И вновь выдавливаются красочные груды на палитру. Наконец, работа на сегодня закончена. Опустошенная палитра тщательно вычищается, вытирается и остается гладкой и блестящей в ожидании новых красочных подношений, И так изо дня в день.

Ко второй половине 60-х годов формируется личность Слепышева-художника. Произошло слияние качеств личности художника и определенных качеств, заложенных в художественном материале, — они составили органическую целостность, новый творческий организм. Определилась манера работы, стало очевидным направление дальнейшего роста, нашлись те свойства художественных средств, которые наиболее близки его индивидуальности. Те черты, которые в, институте рассматривались как слабость, становятся определяющими в творчестве. Свершилось таинственное действие, которое А. Фонвизин при первой встрече со Слепышевым назвал самым трудным и тяжелым для художника — обретение, нахождение самого себя. Специфика становления Слепышева как художника заключалась в том, что особенности личности и особые черты художественного материала, казалось, притягивались друг к другу, стремясь к единению. Поиск шел как бы с двух сторон. Становление Слепышева как художника произошло так быстро ввиду того, что он не воплощал идеи, замыслы, стоящие вне пластического материала, а являлся соавтором этого материала.

Жизнь художника однообразна и небогата внешними событиями. Работа протекает в одиночестве, когда художник остается один на один с холстом и красками. Заложенные в пластическом материале возможности затаились пока еще неподвижным грузом, художник собирается с силами, чтобы преодолеть тяжелую инерцию пока чуждого материала, пробудить чувственный заряд, почувствовать эмоциональное напряжение, до времени спрятанное в аморфной пластической массе. Необходимо волевое усилие, чтобы проникнуть и разбудить тайную жизнь художественного материала, перенять законы, управляющие разнообразными соединениями, сцеплениями элементов, из которых составляется ткань произведения. Духовный мир художника должен найти отклик, ответный рефлекс в пластике материала. Наконец, происходит слияние, объединение духовного, эмоционального мира художника и созвучных ему свойств пластического материала, образующих в результате единое целое. Неясные еще образы, интуитивные мысли и наблюдения, ощущения соприкасаются с художественным материалом, преобразуются его законами, облекаются эстетической его плотью. Рождается произведение.

Творческая работа не прекращается и за стенами мастерской. Художник по привычке пропускает мелькающую вокруг реальность через технические возможности материала, как бы воспринимая ее через материал, творчески и мысленно преображая.