Анатолий Слепышев



Биография
Живопись
Статьи
Монография искусствоведа Елены Шунковой
Контакты
Цитаты
Монография искусствоведа Елены Шунковой




Летняя практика

Когда-то институт имел для летней практики свою великолепную дачу в Крыму. Каждое лето туда ездили студенты с преподавателями, чтобы под южным, ярким солнцем писать на открытом воздухе этюды, вспоминая французских мастеров пленэра. Когда в 1948 году, после ждановских постановлений, в институте поменялся преподавательский состав, новый директор Модоров с легкостью отдал крымскую дачу не то под закрытый санаторий, не то под высокопоставленную резиденцию. Тогда стали проходить летнюю практику в глухих колхозах и на стройках, якобы для сбора материалов к курсовым композициям и изучения трудовых будней народа. Изучать в этих местах было совершенно нечего, жить приходилось в случайных помещениях, неудобно, голодно. Студенты были больше всего озабочены поисками пропитания. Наиболее ловкие писали маслом на бумаге коврики с лебедями и полногрудыми красавицами, за что получали у колхозников молоко. Практика опять сводилась к выполнению этюдов натурщиков и пейзажей, но теперь уже под пасмурным, серым небом. Педагоги внимательно следили, чтобы в работы не проникло влияние французских и отечественных импрессионистов.

Как и в учебных постановках, Дейнека ставил перед летней практикой определенную, ясно очерченную цель. Руководитель монументальной мастерской, он повез своих студентов в Ленинград с конкретной задачей: изучить в мозаичных мастерских технику смальтовой мозаики. Здесь, в Ленинграде, студенты познакомились с тонко выполненными мозаиками XVIII века. Из Ленинграда Слепышев едет в Новгород смотреть средневековую фресковую живопись. Ему повезло: в соборе, где стены и своды покрыты неповторимыми фресками Феофана Грека, стояли леса и, поднявшись по ним, можно было на близком расстоянии разглядеть технику старинного фрескового письма. После этой поездки Слепышев серьезно увлекся монументальной живописью. Черты монументализма будут присущи его станковым работам.